Православные наркологические реабилитационные центры

        Россия – это страна с крепкими православными традициями и своей уникальной культурой. Поэтому церковь играет в общественной жизни нашего государства важную созидательную роль. Священный Синод никогда не остаётся в стороне от различных проблем, особенно таких, которые негативно влияют на духовную составляющую. Не стали исключениями в этом ряду алкоголизм, наркомания и другие виды зависимостей. Работа служителей церкви направлена на борьбу с человеческими пороками, среди которых выделяются наркотическое зло и алкогольное безумие.

Преимущества лечения зависимости в православных наркологических реабилитационных центрах
Преимущества лечения зависимости в православных наркологических реабилитационных центрах

        Православная Церковь создала для верующих уже более 300 религиозных центров помощи зависимым людям. Это различные по своим возможностям и масштабам деятельности организации – от приходских обществ до полноценных реабилитационных центров (РЦ), число которых доходит до семи десятков. Здесь могут получить поддержку те, кто борется с зависимостью от психотропных препаратов, а также члены их семей. Ведь алкоголизм и наркомания влияют на всю семью, и РЦ в этом могут помочь.

Содержание:

Христианский мир и злоупотребление психоактивными веществами

        О злоупотреблении наркотиками писали представители всех христианских конфессий – Патриарх Московский, Папа Римский, пастыри протестантских церквей и т.д. Косвенно злободневная тема современности поднимается даже в Библии. Термины «наркоман» и «зависимость» конечно же не использовались во время написания священных книг. Однако, это вовсе не означает, что человеческая порочность в данном направлении не была подмечена ещё с древнейших времён, что подтверждается текстами.

Отрывки из Библии, касающиеся алкоголя:

  • «Не напивайтесь вином, которое ведёт к разврату» (Ефесянам 5:18);
  • «Будьте бдительны и трезвы» (1-е Петра 5:8);
  • «Вино – насмешник, а пиво – скандалист; тот, кто сбивается с пути, не мудр» (Притчи 20:1);

        Во всех христианских течениях считается, что зависимость от психотропных веществ делает человека безумцем способным потерять как своё физическое тело, так и духовное начало. В итоге бедолага погибает во всех смыслах этого слова. Наркотики сильно притупляют ум – возникают предпосылки для деструктивного поведения. Только трезвость с большей вероятностью позволяет делать правильный выбор. Кроме того, зависимые могут начать воровать, чтобы получить деньги для приобретения новой дозы, и лгать, чтобы скрыть свою порочную тягу к запрещённым веществам.

Реабилитация алкоголиков и наркоманов в православных РЦ
Реабилитация алкоголиков и наркоманов в православных РЦ

        Алкоголизм ведёт к разврату, скандалам в семье. Пьянство (или наркомания) противоречит исполнению личности Святым Духом. В итоге такой человек никогда не сможет стать счастливым «на все сто», полноценно реализовать себя, достичь жизненных целей. Злоупотребление психоактивными веществами любого рода, безусловно, вредит телу. Рано или поздно наркомания вызывает серьёзные заболевания и смерть.
        Однако ситуация с наркозависимостью выглядит несколько печальнее, чем с алкогольным расстройством. Если пить люди начинают с возраста в 15-17 лет, а законченными пьяницами становятся только к 35-40, то употребление психоактивных веществ начинается гораздо раньше. В 90-е годы прошлого века готовую ширку в шприцах школьникам предлагали уже в 6-7 классе. Сейчас появились спайсы, ЛСД и соли, которые не требуют внутривенного введения. Поэтому пробовать наркотики начинают дети с 10 лет.
        В этом возрасте к человеку ещё малоприменимы понятия греха и праведности. Поэтому вся ответственность ложится на наркоторговцев и тех взрослых, кто попустил развитие подобной ситуации, отстранился от её и остался равнодушен. Однако, каждый наркоман, независимо от возраста и степени вины понесёт тяжкое наказание уже в этой жизни.
        Поэтому по мнению Православной Церкви зависимые люди особо нуждаются во врачевании душ и спасении от смертельного соблазна. Религиозное общество не просто придерживается данной точки зрения, но и делает для этого всё возможное.

Работа Православной Церкви по противодействию зависимостям:

  • Создание благотворительных фондов, где собираются денежные средства на постройку и функционирование реабилитационных центров;
  • Открытие церковных социальных учреждений;
  • Запуск учреждений помощи наркозависимым при РПЦ. Здесь алкоголики и наркоманы могут пройти консультации медико-религиозной направленности, узнать надёжный путь спасения и лечения;
  • Поддержка в рабочем и полнофункциональном состоянии полноценных наркологических клиник при храмах и монастырях;

        Вселенская Православная Церковь рассматривает алкоголиков и наркоманов, как потенциальных своих членов. Верующие не относятся к зависимым людям сквозь призму презрения и брезгливости. Наоборот в приходах проявляют к погибающим душам милосердие, создают всем миром для них специальные лечебницы.

Работа Православной Церкви по противодействию зависимостям
Работа Православной Церкви по противодействию зависимостям

        В православных реабилитационных центрах лечат людей больных различными формами пристрастия по комбинированной методике, которая сочетает научные и религиозные методы. Эффективность данной комбинированной программы напрямую зависит от мировоззрения пациентов – чем сильнее религиозные чувства, тем больше шансов выздороветь.

Патриархи учат:
Даже когда все кажется безнадёжным, никогда не стоит отчаиваться и сдаваться. Наркоманы и алкоголики могут преодолеть свой соблазн опираясь на действенную помощь.

Общецерковная программа реабилитации наркозависимых

        После долгой религиозной депрессии времён СССР и периода возрождения в 90-х годах прошлого столетия, православие стало способно оказывать мощное положительное влияние на гражданские массы. Священный Синод запустил в начале 2000-х общецерковную программу реабилитации наркозависимых. Которая по примеру Миннесотской программы действующей при храмах в Северной Америке, должна была служить оздоровлению православного прихода у нас в стране.
        Патриарх Московский поручил Координационному совету совместно с фондом благотворительности вести пастырскую заботу о здоровье верующих и решить ужасную проблему злоупотребления наркотиками в Российской Федерации и странах СНГ – куда распространяется влияние РПЦ. С тех пор была организована серия учебных сессий, встреч, конференций и работа специальных группы, чтобы выполнить поручение, полученное от патриарха. Но самое главное – это постройка и запуск реабилитационных центров.

Как борется православие с наркоманией:

  • Сегодня в России создано и действует более 4000 благотворительных церковных организаций, проектов и инициатив;
  • Из этого числа – 300 организаций являются центрами помощи людям, страдающим аддиктивным поведением;
  • Уже запущено свыше 70 реабилитационных центров в 47 епархиях на территории всех федеральных округов, краёв и областей;

        Каждый год из ребцентров выходят тысячи верующих, прошедших курс лечения. Причём эффективность православных программ составляет 60%. То есть две трети выпускников монастырских наркологических клиник уже никогда не возвращаются к алкоголю и наркотикам. Это довольно высокий показатель даже по отношению к современным наркологическим учреждениям, не говоря о государственных диспансерах.

Борьба православия с наркоманией
Борьба православия с наркоманией

        В епархиях, где существует проблема зависимости среди молодёжи, взрослых и даже детей, ведётся пастырская работа священников. Настоятели храмов учат родителей, как помочь своим детям и другим членам семьи. Они рассказывают нуждающимся о реабилитационных центрах и предоставляют ресурсы для просмотра полной информации о них.
        Ведь сегодня главная проблема православных ребцентров заключается не в недостатке финансов или опытных специалистов, а в том, что многие до сих пор не знают масштабности общецерковной программы помощи зависимым. Люди не обладают информацией о возможностях православных клиник, считая их анахронизмом прошлого.
        Поэтому в каждом храме, соборе или приходской школе на видном месте размещается номер телефон доверия – горячая линия для наркоманов, алкоголиков, а также членов их семей. Позвонив сюда прихожане попадают в чат с опытными консультантами, практикующими амбулаторное лечение. Оказывается, что при монастырях не только лечат наркоманию по современным научным программам, но и могут предложить не один десяток методов, применяющихся в десятках клиник по всей стране.

Сеть православных клиник позволяет видеть:

  • Количество вакантных мест для пациентов по 47 епархиям, что предоставляет возможности для перераспределения больных;
  • Имеющиеся терапевтические программы в масштабах всей России. Полную информацию о реабилитации и её этапах;
  • Объёмы спонсорской помощи и расчётные счета для её перечисления;
  • Местах расположения кабинетов первичного приёма и клиник, где проходит основное лечение;
  • Так же можно узнать о центрах амбулаторной помощи и общежитиях ресоциализации;
  • На портале можно вступить любую из групп поддержки и получить от неё действенную помощь;

        Сайт созданный православным Координационным центром при московском патриархате даёт доступ к интернет-страницам православных клиник. Здесь можно ознакомится с условиями лечения и проживания в каждой из них. Узнать медицинские достижения, историю возникновения и записаться в желаемый реабилитационный центр.

Церковный реабилитационный процесс: клиники при храмах

        В настоящее время на территории России открывается большое количество современных наркологических клиник. В основном это частные лечебные центры предлагающие качественные услуги и многопрофильные программы помощи. Но проблема заключается в том, что они платные и не все категории граждан могут позволить себе воспользоваться их услугами. Положение осложняется ещё тем, что зависимые люди, как правило к моменту обращения за медицинской помощью теряют свою работу и становятся не платёжеспособными.

Церковный реабилитационный наркологический центр
Церковный реабилитационный наркологический центр

        Государство пока не предложило альтернативную бюджетную замену коммерческим клиникам. Муниципальных реабилитационных центров практически нет, а городские диспансеры проводят только детоксикацию и кодирование, что не имеет ничего общего с настоящим лечением алкоголиков и наркоманов. Несколько имеющихся государственных наркологических больниц в Москве и Санкт-Петербурге не способны справиться и с десятой частью потока обратившихся в них.
        В этой связи появление благотворительных наркологических клиник при православных епархиях оказалось весьма кстати. Лечение здесь условно-бесплатное и это является спасением для зависимых прихожан.

Отличия православных реабилитационных центров:

  • Они учреждены при храмах, соборах, монастырях и являются собственностью Русской Православной Церкви;
  • Оплата за пребывание в лечебницах не взимается, но большинство пациентов по выздоровлению становятся спонсорами и совершают благотворительность;
  • Дополнительные деньги на функционирование клиник поступают от семей и родственников больных, от меценатов, а также из государственного фонда борьбы с наркоманией;
  • 50% терапии направленной на борьбу с зависимостями в православных больницах базируется на теологических принципах, а другая половина на научно-медицинских;
  • По отдельности церковные ребцентры значительно уступают коммерческим лечебным учреждениям. Однако единая сеть православных клиник может предоставить наркозависимым и алкозависимым качественную реабилитацию полного цикла;

        Именно объединение всех центров помощи наркоманам в общий церковный фонд является беспрецедентным по масштабам явлением. Ведь из-за нехватки объёмов пожертвований, отдельно взятый собор или монастырь не могут обеспечить все этапы лечения – от диагностики и детоксикации, до постреабилитационного сопровождения и борьбы с созависимостью у родственников. Поэтому на каждое приходское отделение возлагается одна или несколько миссий. А вот благодаря тому, что все отделения связаны между собой воедино, пациент может пройти все этапы лечения переезжая из одной православной клиники в другую.
        Это качественное решение по объединению миссий снижает финансовую нагрузку на епархии и позволяет обеспечить полный объём качественных наркологических услуг.

Реабилитация в православном наркологическом центре
Реабилитация в православном наркологическом центре

Церковный реабилитационный процесс в себя включает:

  • Предварительное консультирование, в котором участвует священнослужитель и врач-нарколог;
  • Диагностическое обследование, проводимое в одном из 300 малых центров помощи наркоманам и химически зависимым людям;
  • Медикаментозную детоксикацию организма в соответствии с лучшими медицинскими стандартами;
  • Мотивационный период на сеансах психотерапии, беседах с настоятелями и в группах прихожан;
  • Собственно, реабилитацию, которая проходит в ближайшем вакантном большом ребцентре, входящем в число 70 учреждений;
  • Период ресоциализации, проводимый в удалённой клинике;
  • Постреабилитационное сопровождение в своём приходе;
  • Работу церкви с семьёй;

        Получается, что на базе Русской Православной церкви была создана уникальная система, которая не имеет ничего похожего в мире. Она способна лечить такое сложное заболевание, как наркомания, в котором затрагивается биологическая, психологическая, социальная и духовная составляющие человека. Совместная работа всех епархий обеспечивает полноту каждого этапа лечения, а географическая разобщённость центров повышает эффективность терапии. Ведь переезжая из центра при монастыре в клинику при соборе, человек надёжно изолируется от старой опасной среды и постоянно обновляется психологически, что само по себе уже является действенным методом восстановления.

Особенности церковной реабилитации

        Ещё в начале 21 века Русская православная церковь совершенно не имела опыта лечения алкогольного расстройства и наркотической зависимости. Те приходы, которые смогли построить у себя реабилитационные центры обращались к опыту католической церкви и протестантских общин на западе. Там давно уже помогали лечиться зависимым людям внутри изолированных терапевтических сообществ.

Особенности реабилитации в православном ребцентре
Особенности реабилитации в православном ребцентре

        Используя эту модель, наши иереи привносили в неё аскетические традиции, адаптируя западный опыт под православный. В результате «Миннесотская модель» была трансформирована в русскую церковную программу. Её отличие состоит в том, что в реабилитационных центрах бок о бок работает медперсонал и носители духовного сана. Двенадцать шагов духовного возрождения проходят под наблюдением священников и опытных психотерапевтов.
Кроме того, непременным аспектом работы таких клиник является присутствие волонтёров. В их роли могут выступать прихожане, меценаты и спонсоры, монахи, священники и бывшие выпускники центров, поддерживающие устойчивую долговременную трезвость.
        Другим вариантом учреждений помощи, зависимым стали монастыри. На Руси издавна монашеская братия была средой, где исправлялись и врачевались душевные болезни. Здесь царит строгая дисциплина, поддерживается чёткий распорядок дня, отсутствуют излишества и раздражители. Монахи относятся друг к другу с почтением, уважением и любовью, не проявляют гнева, не лгут, не осуждают. Поэтому у людей, помещённых в монастырскую обитель появляется время поразмыслить над прошлым и будущим, а также обрести христианские добродетели.
        Вариант ребцентров построенных в монастырях действует по программе «Обитель спасения». Эта программа наряду с «Миннесотской моделью» помогла сформулировать ряд важных выводов, положенных в основу церковной терапии.

Принципы церковной терапии зависимостей:

  • Лечение в православных реабилитационных центрах является успешным только тогда, когда действует божья благодать. Это можно наблюдать на тысячах примеров, которые доказывают, что воспитанники имевшие большую веру делали более значительные успехи;
  • Само по себе христианское служение ближнему предполагает помощь зависимым людям. Поэтому реабилитационный процесс становится неотъемлемой частью приходской жизни;
  • Тем не менее, очень важно, чтобы духовные лица, волонтёры и члены общины были компетентны в тонкостях реабилитации наркозависимости и алкоголизма;
  • Пациенты должны получить информацию о своей проблеме от своих духовников и настоятелей, а не со стороны. Тогда эти знания станут оружием, при помощи которого подопечные смогут с лёгкостью победить своего внутреннего врага;

        Единственной проблемой для большинства православных клиник является проведение детоксикации. Её рекомендуют проходить предварительно в медицинском учреждении, а только затем начинать процесс лечения, которое состоит из нескольких этапов.

Главнейший этап терапии зависимостей – это конечно же реабилитация. Но и она делится на стадии согласно тому, как врачуется больная душа человека.

Три периода церковной реабилитации:

  • Вначале нужно опомниться и прийти в себя – осознать свою греховность и потребность в спасении. Иначе ничего сознательно сделать не получится (мотивационный этап);
  • Затем наступает очередь прихода спасителя в жизнь верующих. Радость от озарения светом веры в Бога его истины, милости и мира (основная реабилитационная программа);
  • В последнюю очередь бывшие наркоманы и алкоголики приходят к людям. Но уже как не как больная часть общества, а как носители ценного опыт – свидетели чудодейственного влияния свыше (ресоциализация);

Православные центры: внутренняя жизнь

Церковные лечебные учреждения делятся на две группы:

            
  1. 70 крупных реабилитационных центров (общежитий) при главных епархиальных храмах, соборах и монастырях;
  2.         

  3. 300 приходских отделений социальной помощи зависимым, в которых осуществляется консультирование, диагностика и постреабилитационное сопровождение
  4.         

        Общежития для наркоманов и алкоголиков обязательно имеют двух руководителей. Один из них – светский врач-нарколог, который как правило является исполнительным директором, а второй – руководитель от церкви, заботящийся о духовной составляющей программы лечения, финансовом обеспечении центра и поддержке жилищно-бытовых условий. Для этого в распоряжении настоятеля имеется штат храмовых служителей или монахов окормляющих клинику. Они помогают поддерживать режим изоляции, наставлять пациентов на правильный путь выздоровления.
        Разумеется, что лечебницы для зависимых стараются расположить поближе к святыням. Ведь тогда к терапевтическому эффекту добавляется главный компонент – воздействие чудотворных мощей, икон, храмовых стен, молитв тысяч прихожан. Всё это обладает мощным психологическим влиянием, создаёт нужную эстетическую атмосферу, что даже у неверующего человека пробуждает дополнительные силы к исцелению.

Православные наркологические реабилитационные центры
Православные наркологические реабилитационные центры

        Особенностью церковных клиник является то, что они в основном рассчитаны на пребывание мужчин в возрасте от 18 до 60 лет. Только некоторые реабилитационные центры принимают женщин или являются общими для представителей обоих полов.

Специфика диктующая гендерное разделение в лечебницах:

  • Зачастую учреждения для зависимых соседствуют с мужскими монастырями, где женщинам появляться нельзя по церковному уставу;
  • Наркоманы и алкоголики в стадии выздоровления ещё довольно слабы в духовном плане. Поэтому совместное проживание мужчин и женщин способствует дополнительным соблазнам и мешает реабилитационному процессу;
  • Одной из методик воздействия на пациентов является трудотерапия. Не каждый центр может предоставить соответствующие трудовые условия, поскольку тяжёлые сельскохозяйственные работы являются для слабого пола непосильными;

        Не смотря на строгий монашеский образ жизни, быт в общежитиях приближен к городскому. Здесь есть всё необходимое: коммуникации (горячая холодная вода и канализация), душ или русские бани, столовые, мастерские, комнаты на несколько человек. Медицинские условия в каждом ребцентре индивидуальны, но не смотря на разницу в бытовых факторах и материальных возможностях приходов – применение современных научных методов лечения зависимости является обязательным. С воспитанниками работают психотерапевты, пациенты проходят курсы индивидуального консультирования и общаются в группах с верующими.

Реабилитационный курс делится на два основных этапа:

            
  1. 6 месяцев восстановления при храме по авторским методикам. В основном используется «Метанойя» – исправление жизни путём раскаяния;
  2.         

  3. 6 месяцев ресоциализации на адаптационных приходских квартирах;
  4.         

        Весь фокус терапевтической программы сосредоточен на двух вещах – создании нужной атмосферы и трудовой терапии. В клиниках нужная психотерапевтическая обстановка создаётся за счёт присутствия обученного персонала, окормления лечебного процесса святыми отцами и помощи бывших выпускников. Воспитанники наркологических центров своим примером воодушевляют пациентов, показывают, что выздоровление действительно происходит, просто нужно немного подождать и поработать.
        А вот для труда при монастырях и приходах всегда найдётся повод. Ведь общежития в основном кормят себя сами. Пашут землю на сельскохозяйственной технике, выращивают животных, ремонтируют транспорт, убирают территорию возле храмов и т.д.

Пример православной клиники единой сети — «Зеледеево»

        Данный ребцентр Малиинской епархии, расположенной на территории Кемеровской области, является ярким примером христианских клиник, входящих в единую сеть. Это одно из немногих благотворительных лечебных учреждений, которое освоило все этапы лечения наркотической зависимости и алкогольного расстройства. Во многом такая необходимость продиктована географической удалённостью от других субъектов Российской Федерации. В связи с чем невозможно производить обмен пациентами с соседними епархиями.

Православная клиника «Зеледеево»
Православная клиника «Зеледеево»

В «Зеледеево» функционируют:

  • Центр предварительных консультаций распложённый в густонаселённом районе (город Юрга). Здесь находится большой храм, куда с большей вероятностью обращаются за помощью прихожане, страдающие зависимостями;
  • В живописном посёлке, Заозёрное находится Мотивационное отделение, где воспитанники находятся от 1 до 3 месяцев. Здесь больные готовятся к будущему послушанию в реабилитационном центре, изучают священное писание и церковный устав;
  • Главная стадия лечения продолжается до года. Реабилитационное восстановление проходит в удалённом селе Заозерное, в деревянном скиту, который хорошо изолирован от цивилизации;
  • Для ресоциализации пациенты снова возвращаются в густонаселённую Юргу. Там при храме 1400 Вифлеемских младенцев построена адаптационное общежитие;
  • Работа с семьей и этап поддержки после реабилитации – это дополнительная функция центра. Еженедельно в нём собираются группы, возглавляемые православными психологами;

        Всего в клинике могут одновременно лечиться 22 мужчины. Причём этап детоксикации нужно пройти заранее в наркологическом диспансере. Для женщин предусмотрены только психологические консультации, так как реабилитация осуществляется в скиту при мужском монастыре.
        Руководит реабилитационным центром целая группа специалистов, в которую входят протоиереи, бывшие воспитанники, опытные психологи, теологи и врачи-наркологи. В учреждении идут попытки по разработке собственных авторских методик, но за основу принята программа «Обитель исцеления», которая заимствована из Выборгской епархии. Её суть состоит в разделении этапов реабилитации и ресоциализации по церковным правилам. Один этап проходит в скиту при полной изоляции, другой – в городских условиях в адаптационном городке при храме.

Пример канонического ребцентра — «Неупиваемая чаша»

        Не все наркологические учреждения Русской православной Церкви вошли в единую сеть из 70 клиник. Поэтому число христианских обителей, принимающих на исцеление зависимых людей ещё больше. Однако, те центры, которые принадлежат монастырям, свой вектор работы смещают не в сторону медицинской помощи, а склоняются к каноническим приёмам, связанным с исконно православными традициями.

Православный реабилитационный центр «Неупиваемая чаша»
Православный реабилитационный центр «Неупиваемая чаша»

В канонических клиниках для лечения применяют:

  • Воцерковление;
  • Молитвы;
  • Исповеди;
  • Посты;
  • Послушание;
  • Службы в храме;
  • Церковные таинства;
  • Воздействие храмовых святынь;
  • Паломничество;
  • Наставничество;
  • Трудотерапия;

        Ярким примером такого ребцентра является мужской скит в деревне Пинозеро (Ленинградская область). Он расположился возле Покрово-Тервенического женского монастыря, вернее в 20 километрах от него. Поэтому изоляция у пациентов там особенная – вокруг ни души, ни соблазнов, только братия с послушниками и огромный фронт работ. Трудиться приходится помногу, ведь это один из главных методов исцеления души и тела. Послушники-пациенты делают мебель в столярном цеху, изготавливают кирпич на маленьком заводе и растят урожай на своём огороде. Получается, что скит практически сам себя окупает и больные своим собственным трудом возмещают затраты епархии на лечение нарко- и алкозависимых.
        В каноническом реабилитационном центре нет профессиональных наркологов и психиатров. Всё управление в свои руки взяла настоятельница монастыря, а степень исцеления 24 послушников определяется индивидуально по её благословению. Но не стоит думать, что больные ведут здесь сугубо монашеский образ жизни. Им можно заниматься спортом, ходить на ближайший пляж, выезжать в соседние монастыри – главное не пересекаться с опасной внешней средой полной соблазнов.
        Клиника при монастыре основана по всем церковным правилам и поэтому считается чудотворной. В её стенах происходит таинство исцеления, которое посылается свыше по личным и общим молитвам. Реабилитационный центр на месте заложения первого камня благословил глава епархии – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. От монастыря скиту была подарена главная святыня – икона божьей матери «Неупиваемая чаша», в честь которой каждое утро совершаются службы и поются акафисты. В молитве, службе и труде происходит медленное исправление падших личностей, их укрепление в вере и здравом жизненном пути.

Пример независимых организаций — «Неугасимая надежда»

        Кроме исконно церковных организаций, на территории России созданы коммерческие наркологические клиники, которые задействуют православие в своей авторской методике лечения алкоголизма и наркомании. По сути дела, они используют все преимущества медицины и теологического воздействия, являясь симбиозом науки и религии.

Православный реабилитационный центр «Неугасимая надежда»
Православный реабилитационный центр «Неугасимая надежда»

        Однако использовать столпы веры кем угодно и где угодно нельзя. В данном случае речь об авторском праве вовсе не ведётся. Православие – это каноническое течение христианства, которое не может жить вне церкви. Для того, чтобы таинства осуществлялись, а чудеса исцеления действительно происходили, нужно благословение патриархов, на которых лежит печать святого духа. Именно эта незримая связь является главным условием включения лечебного учреждения под покровительство Русской Православной Церкви.
        Типичным примером такого взаимодействия светского и религиозного начал является сеть московских наркологических клиник – «Неугасимая надежда». Юридически данная сеть является независимой коммерческой структурой, организованной частным предпринимателем. Но по сути – это группа объединённых православных реабилитационных центров, которые расположились в рекреационых уголках Московской области (деревни Речицы, Власово, Новохаритоново).

Условия проживания в сети клиник «Неугасимая надежда»:

  • Срок реабилитации составляет 7 месяцев. В лечебном учреждении могут жить только совершеннолетние мужчины до 60 лет;
  • Услуги частично бесплатны. Питание и проживание оплачиваются клиентом, а лечение спонсируется из фонда Синодального отдела РПЦ;
  • Больные работают только в качестве послушания – непосредственной части методики терапевтического воздействия. Самообеспечивать ребцентрам себя за счёт сельского хозяйства не нужно;
  • В клиниках разработано здоровое диетическое меню с пятикратным приёмом пищи. При этом постояльцы сами обрабатывают продукты и готовят блюда в просторной столовой;
  • Для пациентов оборудованы уютные номера гостиничного типа, а в рекреационной части жилищного комплекса имеется библиотека, спортзал, кинозал;

        Таким образом независимая коммерческая структура обеспечивает своим воспитанникам более комфортные условия проживания, чем в аскетических райцентрах при храмах и монастырях. Однако про духовную составляющую здесь не забывают – она пользуется большим приоритетом, чем медицинская. Например, пациенты ежедневно беседуют как с психологами и консультантами, так и с церковными пастырями. Периодически «Неугасимая надежда» организовывает паломнические туры для своих подопечных по монастырям России. Это осуществляется параллельно с поездками, посвящёнными дружеским спортивным соревнованиям.

На чём здесь базируется терапевтический подход:

  • На информировании подопечных о вреде психотропных препаратов и способах преодоления психологической зависимости;
  • Консультировании членов семей с явной созависимостью;
  • Назначении медикаментов при симптомах отмены и проявлениях хронических заболеваний;
  • Приобщении воспитанников к церковным ценностям;
  • Социализации – развитии умения жить в общежитии друг с другом;
  • Трудотерапии проводимой в форме послушаний;

        Воспитанники исповедуются, учат священное писание, участвуют в службах (читают на клиросе) – одним словом происходит их полное воцерковление. Им позволено работать на приусадебном участке и в мастерских, следить за чистотой на территории храма, заниматься подготовкой и проведением праздников в церковном приходе. Постепенно, пациенты начинаю проявлять всё большую сознательность и усердие. Через 1-2 месяца они сами изъявляют желание бросить курить (сигареты в центре не запрещены), начинают ощущать радость от праведной жизни и благих дел.
        Результатом смешанной терапевтической программы, применяемой в центре «Неугасимая надежда» является 70% излечившихся, со стойкой ремиссией. У оставшихся 30% алкоголиков и наркоманов постепенно уходят признаки заболевания, если они продолжают приобщение к церкви по выпуску из ребцентра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: